Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Землетрясение магнитудой 4,8 зафиксировали у берегов северных Курил
Общество
ФСБ предотвратила теракт с использованием БПЛА в Нижегородской области
Мир
Рубио опроверг данные Politico о планах Белого дома по снятию санкций с СП-2
Общество
В аэропорту Казани сняли временные ограничения
Мир
Додон сообщил о проведении марша «Бессмертного полка» в Кишиневе 9 мая
Армия
Сотрудники ФСБ обнаружили в ДНР крупный тайник с иностранным вооружением ВСУ
Мир
Axios сообщил о перепалке Маска и Бессента в Белом доме
Мир
Шойгу отметил инициативы Китая по поиску мирного решения украинского конфликта
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении около 10 БПЛА над регионом
Мир
Медведев констатировал полную несостоятельность МУС
Наука и техника
В РФ создали первый отечественный эндоскоп
Спорт
Кузьменко забил победный гол за «Лос-Анджелес» в матче плей-офф НХЛ с «Эдмонтоном»
Мир
СМИ узнали о попытке задержания Додика в Восточном Сараево
Происшествия
Мужчина и ребенок погибли в результате пожара в частном доме в Якутске
Мир
Минобороны Дании сообщило о выделении более $48 млн на боеприпасы для Украины
Армия
Военные группировки войск «Центр» рассказали о восстановлении техники в зоне СВО
Мир
СМИ сообщили о выводе США своих военных с базы в сирийской провинции Эль-Хасака

Под знаком искусственного интеллекта

Управляющий директор Х5 Tech Антон Мироненков — о роли искусственного интеллекта в бизнесе, а также о внедрении технологий на мировых и российских примерах
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мир не узнал об искусственном интеллекте и генеративных нейросетях в 2023 году. Еще в 2017–2018 годах большинство крупных компаний задумалась о внедрении data-driven подхода как части стратегии цифровизации, которая вносит весомый вклад в повышение эффективности процессов и финансовые результаты. Так, еще в исследованиях 2018 года было отмечено, что доход торговых сетей, использующих искусственный интеллект для обработки данных, на $94 млрд выше. Начался бум высоких технологии в бизнес-среде, который в последние годы логично дошел и до обычного потребителя. Правда, последнему не столько интересны продвинутые ML-модели, сколько красивые картинки и креативные тексты, которые создает за человека генеративный ИИ.

Исследование IDC, проведенное по заказу техно-гигантов, показало, что в среднем на каждый $1, который компания розничной торговли и производства потребительских товаров в упаковке инвестирует в искусственный интеллект, она получает прибыль в размере $3,45. Крупные исследовательские агентства также признают: генеративный ИИ окажет значительное влияние во всех секторах промышленности. В розничных и потребительских товарах потенциальное воздействие также является значительным — от $400 млрд до $660 млрд в год.

Сэм Альтман, генеральный директор OpenAI, считает, что уже в 2030–2031 годах нас ждет прорыв в ИИ общего уровня, что поможет обеспечивать интерпретацию результатов, то есть предоставлять данные, почему было принято то или иное решение, получать знания в одной области, а применять в другой, превосходить человека в интеллектуальных способностях, уметь обучаться с его скоростью или быстрее. AGI, по мнению евангелиста ИИ, станет, ни много ни мало, точкой перелома в истории человечества.

Весь рынок можно разделить сейчас на «отстающих» в применении AI и «преуспевающих», чемпионов. На примере индийского рынка сравнение этих групп показывает, что EBITDA Impact от ИИ составляет 2% у отстающих, 3% у преуспевающих, Revenue Impact (за пять лет) — 8% у отстающих, 10% у преуспевающих, а эффект от AI на выручку составит дополнительные 2% и 5% — на маржинальность.

На мировом уровне вывод очевиден: искусственный интеллект меняет правила игры. В 2030 году ИИ может внести в мировую экономику до $15,7 трлн, что больше, чем текущий объем производства Китая и Индии, вместе взятых. И вот уже ИИ приводится среди причин массового сокращения IT-специалистов в крупнейших компаниях, счет идет на десятки тысяч человек.

Объем российского рынка ИИ в 2022 году оценивается в 635 млрд рублей. Российский рынок остается в мировом тренде использования ИИ, но только учится считать эффекты — кейсов масштабного внедрения пока не так много, да и не у всех есть свои А/Б-системы верифицированной оценки результата. Благодаря использованию искусственного интеллекта компании наращивают продажи в среднем более чем на 10%, сокращают затраты на взаимодействие с клиентами на 70% и повышают точность прогнозирования на 15%. Таковы данные отраслевого исследования применения ИИ в ритейле, проведенного АНО «Цифровая экономика». По результатам исследования, из 75 изученных экспертами решений в итоговый отчет вошли 27 отечественных программных продуктов с подтвержденным бизнес-эффектом, которые могут тиражироваться в отрасли. Аналитики убеждены, что внедрение ИИ уже принесло российской экономике свыше 300 млрд рублей.

Оценка российского рынка говорит, что из тех компаний, которые уже начали внедрять ИИ в свои процессы, 68% отмечают, что он оказал влияние приблизительно на 1–5% EBITDA компании. Реализованный эффект от внедрения искусственного интеллекта при этом может достигать нескольких триллионов рублей уже к 2028 году, а потенциальный вклад в ВВП страны может варьироваться от 1–2 до 4%. Только генеративные нейросети могут принести 0,8–1,3 трлн рублей.

Согласно оценкам Gartner, 80% процессов продуктовой разработки будет предполагать использование генеративного ИИ к 2025 году. Уже очевидно, что превалирующее число крупных организаций рынка попробует внедрять генеративный ИИ для роста продуктивности специалистов и ускорения процессов. Зоны роста есть в клиентской поддержке и улучшении опыта, документообороте, логистике, разработке, обучении и многих других областях.

Нейросети помогут не только банковскому бизнесу или телекому. Ритейл не отстает от отраслей, традиционно считающимися цифровыми. Аналитики подсчитали, что внедрение ИИ будет приносить 0,6–1,1 трлн рублей в год в розничной торговле.

Диапазон внедрения и потенциальные эффекты внушают оптимизм. За эти годы data-driven подход научились применять на каждом этапе бизнес-процесса продуктового ритейла: закупка — спрос и пополнение, ассортимент, логистика — транспорт и цепочки поставок, маркетинг — CVM и промо, управление магазинами и др.

Например, для повышения эффективности работы транспорта с помощью нейросети можно построить оптимальные маршруты движения, учитывающие множество факторов, от транспортной ситуации и погоды до наиболее удобного конкретному магазину окна приемки. Еще один пример — мониторинг наличия товара на полке, так называемые OSA (on-shelf availability) решения. В таком случае технологии применяются для того, чтобы максимально быстро донести до сотрудников магазина информацию об отсутствии товара на полке, чтобы опять же как можно быстрее выставить этот товар в торговый зал.

Учитывая непростую ситуацию на рынке труда, автоматизация и применение ИИ решений, это один из наиболее актуальных драйверов развития технологий в ритейле. Автоматизация деятельности, системы в помощи принятия решений, персонализация клиентского опыта — всё это задачи для применения ИИ.

ИИ применяют сейчас все крупные торговые сети. Так, «Магнит» наращивает продажи косметики с помощью ИИ, а «Лента» фиксирует снижение списаний на 4% и рост доступности благодаря ИИ в системах прогнозирования спроса.

В X5 ИИ применяется на каждом этапе бизнес-процесса продуктового ритейла: закупка, логистика, маркетинг, управление магазинами. ИИ помогает прогнозировать спрос, определять ассортимент магазинов, оптимизировать расходы при логистике, персонализировать коммуникацию с клиентами, оценивать эффект промоакций, управлять персоналом в магазинах и отслеживать наличие товаров на полках.

За счет использования новой системы планирования товарных запасов удалось сократить количество списанных продуктов на 2%, повысить выручку сети на 1%, а также оптимизировать запасы товара по всей цепочке поставок на несколько процентов. Для принятия решений по внедрению ИИ в компании используется платформа АБ-тестирования, которая позволяет оценить влияние инициатив на показатели компании. В 2023 году было оценено порядка 150 инициатив, половина из них через платформу.

Суммарный эффект, который мы оцениваем по итогам этого года от внедрения таких технологий, составляет порядка 5 млрд рублей — это прямой эффект на EBITDA компании, который, по нашим расчетам, составляет около 1,5%. Для нас синергия data-driven решений на уровне продуктов и вспомогательных сервисов на основе ИИ — важный фактор для устойчивого развития бизнеса. Поэтому помимо активного внедрения культуры применения в работе искусственного интеллекта мы создали платформу X5 Gen AI для применения генеративных нейросетей в повседневных процессах. Эти разработки уже применяются в реальных кейсах — виртуальных помощниках, работе с обратной связью, анализе данных, генерации должностных инструкций и других процессах.

Если предыдущие волны цифровизации затрагивали в основном физические виды труда и процессы, то генеративный ИИ, который стал так популярен за последний год, окажет наибольшее влияние на креативную, интеллектуальную деятельность, в том числе на принятие решений и взаимодействие между людьми. Это связано со способностью генеративного ИИ предсказывать закономерности и языковых моделях и составлять собственные конструкции. Однако даже увлекающийся новыми технологиями менеджер должен помнить: чтобы внедрять грамотно искусственный интеллект, нужно включать настоящий ум и не забывать смотреть на финансовый эффект.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир